Председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин в эксклюзивном интервью «РГ» сообщил, что юристы помогут МИД России составить списки иностранных граждан, причастных к травле наших соотечественников за рубежом.
Сделано это будет в рамках масштабного проекта АЮР по организации правовой защиты россиян, подвергшихся притеснениям за границей. Любой пострадавший от иностранцев человек может обратиться за помощью через специальный портал "За права соотечественников" или позвонить по бесплатному номеру горячей линии. Юристы и психологи подключатся к делу, чтобы выявить и привлечь к ответственности виновных. К попавшим же в "черный список" обидчикам-иностранцам могут быть применены санкции.
Сергей Вадимович, портал начал работу недавно. На какое количество жалоб в день вы рассчитываете?
Сергей Степашин: На данный момент мы получаем от 10 до 30 сообщений в день. Уверен, что в дальнейшем эта цифра будет только расти. К сожалению, фиксируем некоторое количество обращений с угрозами. Но наши волонтеры были специально проинструктированы, как вести себя в подобных случаях.
Откуда чаще всего приходят жалобы?
Сергей Степашин: На сегодняшний день больше всего сообщений мы получили от жителей Израиля, Германии и Испании. Также пришел ряд запросов от русскоговорящих граждан, которые хотят получить гражданство РФ и вернуться в страну.
На что жалуются наши соотечественники?
Сергей Степашин: Есть обращения, которые касаются случаев незаконной депортации по национальному признаку, отказа от предоставления банковских услуг, увольнения с работы. Часть вопросов касается открытия валютных и рублевых счетов дистанционно.
Очень много жалоб от соотечественников поступает в связи с обвинениями и оскорблениями, травлей, угрожающими сообщениями в социальных сетях. Одна из историй, которую мы взяли в работу, — рассказ нашей беременной соотечественницы, которую не пропустили к своему будущему мужу на таможенном контроле в Израиле. Женщина была доставлена в депортационную тюрьму на двое суток.
Еще одна история, с которой мы работаем, касается нашей соотечественницы из Германии. В начале апреля этого года она получила срочное увольнение, а также потеряла право долевого участия в немецкой компании. Причиной стало предложение нашей соотечественницы осуществить поставку несанкционных товаров из Германии в Россию. В решении учредителей компании причина увольнения звучала как "нанесение вреда имиджу компании".
Гражданка России зашла на почту в греческих Салониках, чтобы отправить заказное письмо. Но почтальоны отказались даже разговаривать с ней
Другой пример: нам написала наша соотечественница, живущая на греческом острове Лесбос. Она приехала в российское консульство в Салоники, где получила справку для Пенсионного фонда Ставрополя. Со справкой она пошла на почту. Но конверт у нее не приняли. И никакого объяснения не последовало, с ней отказались разговаривать.
Как наше государство может помочь своим гражданам, находящимся за границей и подвергшимся травле и дискриминации?
Сергей Степашин: Надо понимать: мы не сможем заменить местную полицию, местные суды и местные законы. Но мы можем предпринимать юридические шаги, которые бы заставили местную правовую систему работать и соблюдать свои же принципы.
Задача оказывать поддержку нашим гражданам за рубежом прежде всего лежит на консульских службах. Однако в создавшейся на сегодняшний день ситуации одних консульских учреждений и представительств МИД России уже мало. Поэтому необходима помощь профессионального сообщества. Юристы будут помогать нашим соотечественникам составлять обращения и представлять свои интересы в государственных инстанциях недружественных стран.
Конечно, в последние дни недружественные страны нарушили свои базовые принципы, показав, что так называемые "европейские ценности" были фальшивкой. Так что мы не рассчитываем, что государственные инстанции недружественных стран с охотой встанут на защиту своих же собственных законов и начнут соблюдать собственные конституции. Однако все-таки государственные институты потому и называются институтами, что в них заложены механизмы работы, не зависящие от политической конъюнктуры. Надежда, что некоторые механизмы все же сохранили способность работы, есть.
Кроме того, в марте были приняты поправки в закон о мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод россиян. Нововведения расширили действие правил, теперь предусмотренные законом меры воздействия могут приниматься к любым иностранным лицам, причастным к нарушениям прав наших граждан.
МИД России наделен полномочиями составлять список граждан-нарушителей прав и свобод россиян. К фигурантам списка будут применяться предусмотренные законом меры воздействия. Вносить же в списки можно будет, например, тех, кто принимает необоснованные решения об исключении гражданина России из иностранного университета, увольнении с работы за рубежом. К нарушениям прав и свобод граждан можно отнести даже недопуск в магазин по национальному признаку.
В рамках нашего проекта мы будем фиксировать соответствующие случаи, устанавливать имена виновных и выступать с инициативами о включении в список нарушителей прав россиян тех или иных лиц.
Какие наказания могут ждать обидчиков наших сограждан?
Сергей Степашин: Прежде всего это наказания, предусмотренные местным законодательством. Наша задача добиться работы правовых механизмов в недружественных странах. Законность должна стоять выше политической конъюнктуры.
Также, как я уже сказал, лица, причастные к нарушениям прав россиян за рубежом, будут вноситься в список МИДа. К таким лицам будут применяться меры воздействия. И если гражданин иностранного государства, допускающий дискриминацию россиян, работает, например, в туристическом бизнесе, то санкции могут оказаться для него достаточно чувствительными. Ему будет затруднительно работать с туристами из России в будущем. Волна русофобии когда-нибудь спадет, нормальные экономические связи восстановятся. Но тем, кто активно участвовал в травле россиян, ничего не забудется.
Повлияет ли русофобия за рубежом на культурную жизнь россиян?
Сергей Степашин: К сожалению, о нормальной культурной жизни в странах Запада нашим соотечественникам придется на какое-то время забыть. Хочется верить, что все нормализуется в какие-то разумные сроки. Тем не менее пока даже заговорить на русском языке на улицах в некоторых странах опасно. О какой культурной жизни может быть речь?
Но русофобия влияет и на культурную жизнь самих граждан западных стран. Им запрещают слушать Чайковского, смотреть русский балет. Их лишают доступа к русской культуре. Все идет к тому, что на улицах западных городов начнут складывать костры из книг, и в огонь полетят Толстой, Достоевский, Чехов. Наверное, нам стоит в ближайшем будущем начинать предлагать западным людям туры в Россию. У нас можно слушать музыку без ограничений, мы не вычеркиваем никаких классиков — ни своих, ни иностранных. Сложно представить, чтобы в Москве запретили, скажем, Шопена или Шекспира. Идеи запрещать классику — это как раз типичные европейские ценности. Мы не такие. И кто любит общечеловеческую культуру, пусть приезжает к нам.
Как будет реализован процесс помощи за рубежом, есть ли поддержка от наших иностранных партнеров?
Сергей Степашин: К нам каждый день присоединяются новые партнеры. Например, МГИМО, МГЮА, СГЮА, Союз блогеров-юристов. Также мы с радостью отмечаем, что нам пишут из разных стран русскоговорящие юристы и адвокаты и предлагают безвозмездно свою помощь.
Смогут ли обычные граждане принять участие в деятельности проекта с целью помочь соотечественникам за рубежом?
Сергей Степашин: Мы приглашаем всех желающих помочь соотечественникам и присоединиться к волонтерскому штабу проекта.
Ежедневно сотрудники нашего кол-центра получают отклики от волонтеров из России и из-за рубежа. Для того чтобы присоединиться к проекту, необходимо оставить свою заявку на официальном сайте проекта: https://pravanashih.com/
В разделе Волонтеры нужно нажать на кнопку "Стать волонтером" и заполнить специальную форму.
Также все желающие могут предложить помощь или рассказать историю в Телеграм-канале "За права соотечественников".
Здесь мы не только собираем обращения, но и публикуем свежие новости, интервью, рекомендации юристов и психологов.
Интервью подготовлено совместно со студентами журфака Московского международного университета