Верховный суд России готовит новые большие разъяснения, как применять законы, принятые во время пандемии. Как сообщил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, во все суды страны направлены запросы о том, какие на практике возникают проблемы.

Верховный суд разъяснит, как применять законы в период пандемии

«Я направил обращение во все суды РФ о том, чтобы в Верховный суд РФ были представлены вновь возникающие вопросы о применении законодательства и мер по противодействию пандемии с учетом тех нормативных правовых актов, которые были приняты после апреля текущего года», — заявил Вячеслав Лебедев в ходе пленарного заседания Совета судей России.

Напомним, в конце апреля Верховным судом России уже были приняты два больших обзора по применению мер по противодействию новой коронавирусной инфекции. Как сообщил Вячеслав Лебедев, разъяснения Верховного суда России были учтены судами при рассмотрении более 120 тысяч дел и материалов.

«Важное социальное значение имеют положения о восстановлении процессуальных сроков, пропущенных в связи с пандемией, освобождении гражданина от ответственности по кредитным обязательствам при отсутствии у него денежных средств, вызванном обстоятельствами непреодолимой силы, возможности уменьшения неустойки по кредитному договору при ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств», — пояснил он.

За девять месяцев этого года количество гражданских дел о взыскании с граждан кредитной задолженности выросло на 28 процентов. В абсолютных цифрах прибавка составила 1 миллион 300 тысяч дел. Принципиальная позиция Верховного суда России: должники вправе требовать снижения явно несправедливых неустоек, когда просрочка не так страшна, как штраф за нее.

При этом, по общему правилу, отсутствие у должника необходимых средств не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Проще говоря, все равно придется отдавать и долг, и платить неустойку.

Однако, как не раз подчеркивал Вячеслав Лебедев, если финансовые проблемы гражданина связаны с введением ограничительных мер, то отсутствие у гражданина-заемщика денежных средств как раз может быть признано обстоятельством непреодолимой силы и основанием для освобождения от ответственности. Но в каждом случае надо разбираться отдельно.

«В период пандемии повышенное внимание уделяется сохранению социальной направленности правосудия, — заявил Вячеслав Лебедев. — За 11 месяцев этого года в гражданском судопроизводстве удовлетворены 42 процента требований о восстановлении на работе, 98 процентов требований об оплате труда, 88 процентов требований о защите пенсионных прав граждан, 83 процента требований о защите прав потребителей и 93 процента требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью».