Ассоциация юристов России выпустила специальную памятку для блогеров о том, какие правовые риски возникают при упоминании признанной экстремистской организацией и запрещенной в России компании «Мета» и ее соцсетей. Самое главное: упоминая «Мету» в публичном пространстве, теперь надо всегда и везде обязательно указывать, что она признана экстремистской организацией и запрещена в России.
Гражданин, забывший внести в текст юридически важные слова, заплатит от 2 тысяч до 2,5 тысячи рублей. А орудие правонарушения — телефон или компьютер — будет конфисковано.
Памятка была презентована на круглом столе в Университете имени О. Е. Кутафина, где было объявлено о создании союза блогеров-юристов. И выпущенные разъяснения — далеко не последние, так как тема правил поведения в информационном пространстве отнюдь не исчерпана.
Вот что сегодня должен знать каждый блогер. Использование логотипов «Меты», «Фейсбука» и «Инстаграма» (платформы, принадлежащие экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ) может быть квалифицировано как использование символики экстремистских организаций. Ответственность за это наступает по статье 20.3 КоАП. Штраф для граждан — от 1 тысячи до 2 тысяч рублей с конфискацией орудия правонарушения. То есть еще и лишитесь гаджета.
Если упоминать «Мету» в публичном пространстве, необходимо указывать: данная организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России. Такие же напоминания стоит делать, называя «Фейсбук» или «Инстаграм».
За лайки, вопреки гуляющему в Сети мифу, у нас не наказывают. Такой судебной практики нет. Незаконно только распространение запрещенного контента
Денежные переводы «Мете» и ее соцсетям, в том числе за рекламу, могут быть оценены как финансирование экстремистской деятельности. Ответственность наступает по статье 282.3 УК. Работа в «Мете» может оцениваться как участие в деятельности экстремистской организации. В таком случае обвинят по статье 282.2 УК.
Пользователям запрещенных социальных соцсетей ничего не грозит, если не будут покупать рекламу или распространять фейки и ненависть.
«Данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов упомянутой компании физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности», — пояснила глава аппарата АЮР Елена Спиридонова.
Она также отметила, что блогерам имеет смысл переходить на альтернативные платформы.
Но, скажем, если где-нибудь в интернете разместить ссылку на свой аккаунт на враждебном ресурсе и возле ссылки будет стоять символ этой соцсети, то придется ответить по закону.
Да и просто ссылки лучше не давать. Не исключено, что на практике и они будут трактоваться как нарушение. Но для этого надо дождаться, какую позицию займут суды.
Еще один важный момент: представители юридической науки подтвердили, что репосты у нас наказуемы, если репостится то, что нельзя распространять.
«Репост экстремистских и запрещенных материалов точно будет нарушением», — подчеркнула заместитель заведующего кафедрой интеллектуальных прав МГЮА Елена Гринь.
Естественно, нарушением будет и репост фейковой информации. Да, вы лично не писали ложь, но вы ее распространяете, делая репост. Благодаря в том числе тем, кто репостнул клевету или полный ненависти текст, фейки и экстремизм разлетаются по Сети. Так что принятые правовые подходы вполне справедливы.
Зато, вопреки устоявшемуся мифу, за лайки не наказывают. Елена Гринь особо акцентировала внимание: такой практики нет. С этим согласилась и доцент кафедры уголовного права Университета им. О.Е. Кутафина Анастасия Рагулина.
«Лайк — это отношение человека к контенту. За лайки у нас не наказывают», — заявила она.
Тем не менее здесь есть нюанс, и, как рассказал директор Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА, молодежный цифровой обмудсмен Дмитрий Гуляев, в ближайшей перспективе вопрос правомерности лайков в некоторых социальных сетях, скорее всего, придется оценить судам.
По его словам, в некоторых социальных сетях поставленный вами лайк отображается в лентах друзей. То есть получается, что, лайкнув, вы тоже распространяете информацию. Чем-то это напоминает механизм репоста. Но если при обычном репосте умысел человека распространить ту или иную информацию очевиден, то при лайке это — вопрос спорный.
Как сложится практика, сейчас можно только гадать. Но вопрос интересный, и юристы уверены, что судам рано или поздно придется с ним разобраться. А пока блогерам можно посоветовать внимательно изучать механизмы соответствующих социальных сетей и не лайкать бездумно все подряд там, где лайки разлетаются по лентам ваших друзей.
По материалу Российской газеты