Людмиле Викторовне Минкиной, проживавшей на «птичьих правах» в поселке Сосенский Козельского района Калужской области, вручен паспорт гражданина России.
Почти тридцать лет из-за бюрократических проволочек она была человеком без гражданства, не получая ни пенсии, ни пособий, даже "скорая" отказывалась к ней ехать из-за отсутствия медицинского полиса.
Людмила Минкина родилась в Ленинграде за десять лет до войны, девочкой пережила блокаду, да и дальнейшая судьба ее не слишком баловала. А очередной удар был жесток — после развала СССР ей было отказано в получении российского гражданства.
"Российская газета" помогла 89-летней блокаднице получить долгожданное гражданство. Надо отдать должное сотрудникам управления по вопросам миграции регионального УМВД: после того, как мы рассказали о Людмиле Минкиной и передали в ведомство координаты блокадницы, они разработали "дорожную карту" получения ею гражданства и сумели буквально за месяц пройти все необходимые согласования и оформить документы на получение женщиной паспорта. Обычно эта процедура занимает в восемь раз больше времени.
Предыстория этого хеппи-энда проста и чудовищна именно этой простотой и чиновничьим безразличием. В 1978 году Людмила Минкина, супруг и трое детей переехали в Грузию. Жили в Аджарии. В 1990-х Грузия отделилась от России. Там ей в паспорте СССР поставили грузинский штамп. "Тогда шлепали его всем, кто там жил", — рассказала Людмила Викторовна. К тому же хлеб выдавали только тем, у кого был в паспорте такой штамп. Женщину уверяли: это — простая формальность. Положение русских в Грузии ухудшалось с каждым днем. Но Минкины выехать не могли — не на что было. Деньги родителям прислал сын, живший в Подмосковье. Людмила Викторовна с детьми уехали. Муж остался, да там и умер.
О судьбе Людмилы Минкиной "РГ" — Неделя рассказала в номере за 28 июля этого года.
Поселились в Химках в общежитии строителей у сына. Поначалу в местном УФМС ей сказали, что получить российское гражданство она может, но потом отказали. Причина — тот самый штемпель на грузинском языке.
— По ночам плакала от обиды. Дочка говорит, что от этого и потеряла зрение. Я же русская и никогда никакого другого гражданства не принимала, — вспоминает Людмила Викторовна.
В 2017 году она переехала в Калужскую область, откуда родом ее мама. Про 89-летнюю блокадницу-нелегалку нам рассказали коллеги из районной газеты "Козельск", мол, помочь бы надо…
— У Людмилы Викторовны не было документов, удостоверяющих личность. В качестве справки, удостоверяющей личность, приняли документ на предоставление временного убежища. Свою роль сыграло и то, что у нее имеется удостоверение блокадницы, — пояснила замначальника управления по вопросам миграции УМВД России по Калужской области Римма Буланцова.
Учитывая преклонный возраст Людмилы Викторовны, сотрудники межмуниципального отдела МВД России "Козельский" приезжали к ней домой, помогали в оформлении документов. В свою очередь в региональном управлении оформили российское гражданство по упрощенной процедуре. Римма Буланцова сама приехала к Людмиле Викторовне вручать паспорт вместе с коллегами.
— Я 27 лет этого ждала, — только и сказала пожилая женщина, ставя подпись в документе. — Спасибо всем, кто за меня болел, кто мне помогал. И здоровья вам, сейчас всей стране здоровье нужно.
К слову, у внука Андрея, с которым она живет, также нет паспорта. "С ним будет проще, — сообщила Римма Буланцова. — Уже проработали процедуру, которую ему надо пройти".