Google последний раз платил налог за 2016 год — 9,3 млрд рублей из 56,2 млрд. И не признает долг. Штраф 2020 года в 4 млн рублей, наложенный Роспотребнадзором на «Твиттер», площадка платить отказывается без объяснений.
— Штрафные санкции не работают, — признает член СПЧ Игорь Ашманов, — цифровые гиганты не обращают внимания на порядки юрисдикций стран пребывания, а мы пытаемся с ними говорить на языке права. Надо искать иные механизмы воздействия на нарушителей. Среди предлагаемых инструментов — ограничение рекламной деятельности, запрет на заключение госконтрактов, замедление трафика, что грозит платформам долгосрочной потерей прибыли, а пользователям ограничением их прав.
Законодатели и правительство ищут варианты нового механизма взимания штрафов и их увеличение в разы, но главное — создания своих платформ по примеру Китая, что вынудило иностранцев платить штрафы ради доступа к 1,5 миллиарда пользователей.
— У России путь к интернет-независимости длиннее, — убеждена директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан. — Мы не можем, как Китай, закрыть Ютуб-канал, его пока нечем заменить. Мы не рассчитываем на международное правовое сотрудничество. Оно не работает в этой сфере. А принуждение к исполнению законов делится на две связанные части — политическую и экономическую.
Как полагают эксперты, принуждение платить налоги IT-платформы по примеру ЕС, заставляя их открывать представительства в РФ, обернется уходом части компаний. Это снизит доходы от рекламы и качество услуг — ограничение трафика и снижение его скорости, что уже происходит. "Как показывает опыт ряда стран ЕС, — считает председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики АЮР Александр Журавлев, — только так можно решить проблему цифрового кочевника, когда IT-площадки переезжают из юрисдикции в юрисдикцию с тем, чтобы ее не соблюдать, а попутно наказывают пользователя лишением услуг, к которым тот привык". Поэтому, прогнозируют эксперты, переговоры по открытию представительств зарубежных интернет-площадок будут долгими и "сопряжены с экономическими уступками".